ПОЗДНЯЯ ЛЮБОВЬ
Режиссёр: Виктория Хомченко
Описание
Спектакль «Поздняя любовь» по одной из лучших пьес А. Н. Островского — это история людей, собранных под одной крышей. Каждый из героев несёт в себе свою боль и свои надежды. Отец, некогда преданный и обманутый коллегами, переживший смерть жены, бережно хранит рядом взрослую дочь — единственное, что у него осталось. Вместе они снимают комнату в провинциальном доме Шабловой, где также живут двое взрослых сыновей хозяйки.
Судьбы этих людей сталкиваются и переплетаются: порой их жизнь кажется тесной, почти душной, а порой — неожиданно уютной. Постановка рассказывает о поиске своего места — в доме и в мире: у молодых, ещё не нашедших себя, и у зрелых, уже успевших себя потерять. Это спектакль о том, как уживаться рядом, когда у каждого — свои переживания, свои мечты и своя тишина.
«Когда мы начинаем видеть друг друга лишь сквозь оценки и собственные обиды, мы забываем, что за этим скрывается беззащитный, живой, уязвимый человек. Так важно услышать то, что слишком часто остаётся невысказанным. Наш спектакль — это история „неуслышанных откровений“ — сыновей и матери, дочери и отца. Это история о том, как самые близкие люди могут стать чужими, как родной дом может превратиться в место, которое хочется покинуть. Мы размышляем о том, как не потерять себя, вырваться из привычных оков и обрести свой путь. И возможно ли сделать это, не предав тех, кого любишь?»
Создатели
Художник-постановщик — Артем Гайнанов
Художник по свету — Артем Гайнанов
Композитор — Карим Вахитов
Действующие лица
Фелицата Антоновна Шаблова — Ольга Добрина / Ирина Рудницкая
Людмила, дочь Маргаритова — Любовь Константинова / Янина Третьякова
Николай, старший сын Шабловой — Евгений Пуцыло
Дормедонт, младший сын Шабловой — Марк Бурлай / Александр Денисов
Варвара Харитоновна Лебедкина, вдова — Софья Ковалева / Виктория Кизко
Дороднов, друг Маргаритова — Антон Лызо / Анатолий Просалов
Театральное пространство становится здесь проекцией сознания Раскольникова — нестабильным, искажённым, лихорадочным. Сценография не просто фон, а полноценный персонаж постановки. Декорации трансформируются, плывут, дробятся, как разум человека на грани безумия.
Самое удивительное решение режиссёра — превратить следственный процесс в своеобразный психоанализ героя. Персонажи, которые в романе существуют в параллельных мирах, здесь сталкиваются напрямую, обнажая скрытые мотивы и тайные страхи Раскольникова. Василий Неведров в главной роли создает образ пугающей глубины. Его Раскольников — это не просто преступник с теорией, а человек, пожираемый изнутри собственными демонами. Актёр существует в состоянии непрерывной внутренней вибрации, балансируя на грани физического истощения, что придает образу пронзительную достоверность.
Потрясающее впечатление производит сцена с загнанной лошадью. Это ключ к пониманию всей постановки — момент, когда детская травма превращается в искаженный моральный компас взрослого человека. Режиссёр словно говорит: преступление начинается задолго до самого преступления.
Актёрский ансамбль демонстрирует высший пилотаж театрального мастерства. Многие исполнители играют по несколько ролей, мгновенно трансформируясь из одного персонажа в другого. Это создает эффект калейдоскопа, где все фигуры — лишь отражения внутреннего мира главного героя.
Три часа спектакля пролетают как один миг. Постановка затягивает, как воронка, не давая перевести дыхание. Она требует полного погружения и эмоционального соучастия — равнодушных в зале не остается.
После финальных аплодисментов я еще долго оставался под впечатлением. «Преступление и наказание» в Театре Гоголя — это не просто адаптация литературной классики, а самостоятельное, мощное художественное высказывание, которое резонирует с сегодняшним днем и заставляет по-новому взглянуть на вечные вопросы морали, свободы и ответственности.
Знакомые персонажи произносят знакомые слова, но, поставленные в новые условия, раскрываются отчаяннее, чем в любой из виденных ранее постановок. Перед нами одновременно драма, детектив, психологический триллер и следственный эксперимент. Эксперимент, поставленный инквизиторски изощренно Порфирием Петровичем (Дмитрий Высоцкий), ради изобличения Родиона Раскольникова (Василий Неверов).
Раскольников Неверова, доведенный собственной совестью и дьявольскими ухищрениями следователя до полубезумия, почти и не верит, что это именно он, собственными, руками поднял топор. Вообще не понимаю, как актер ухитряется выжить после трех часов существования в этой роли.
Кроме Неверова и Высоцкого, всем остальным актерам, участвующим в спектакле досталось по нескольку ролей и каждая роль здесь жемчужина. Андрей Финягин уравнивает Свидригайлова и Адвоката циничным равнодушием и опустошённостью. Его душевный холод вымораживает и одурманивает, подчиняет и обольщает. Соня Мармеладова, она же Стенографистка (Янина Третьякова) образец сострадания и жертвенности. В зеркальном отражении мифа Соня самоотверженно спускается в ад за Раскольниковым и выводит его к свету и раскаянию. Алёне Гончаровой достались роли убиенных Лизаветы и Лошади.
Сон Раскольникова о Лошади самый тяжелый эпизод романа. Убийство Лошади центральная сцена спектакля. Зрители, пригвожденные к креслам, забывают дышать. В громадных глазах актрисы ужас и мука, предчувствие конца и главный вопрос: «за что?».
В спектакле «Преступление и наказание» нет проходных ролей, как нет незначительных свидетелей в деле об убийстве. В постановке Антона Яковлева нет второстепенных исполнителей, у всех главные роли, все равно значимы. Сценография Алексея Кондратьева неожиданна, динамична и наполнена смыслами.
Ложкой дегтя стали лишь топоры в головах убиенных — патент принадлежит Гинкасу. Спектакль идет три часа. Первое действие пролетает почти мгновенно. Второе, в моем случае, видимо от перенапряжения, сопереживания и усталости слегка пробуксовывало — но это личное.
Защиту осуществляет хитрый и изворотливый адвокат в образе Свидригайлова (Андрей Финягин). И от их захватывающей дуэли «обвинение-защита» невозможно было оторвать глаз! Две самые мощные актёрские работы в спектакле!
Раскольников в этом эксперименте (Василий Неверов) выглядит не просто как подследственный, а скорее как пациент психиатрической клиники, которому помогают реконструировать в памяти фрагменты событий, связанных с совершённым преступлением. Сонечка Мармеладова в исполнении Янины Третьяковой по степени своей горькой участи напомнила великомученицу Катюшу Маслову из спектакля «Воскресение». Работы актрисы в обеих постановках получились блестящими!
Во второй части, когда Андрей Финягин становится уже Свидригайловым как таковым, спектакль обретает максимальный психологический накал, а артист выдаёт настоящий актёрский шедевр, срывая бурные аплодисменты всего зала прямо во время спектакля. Его герой порочен, жесток и циничен. Но при этом в определённый момент вызывает у зрителя искреннее сострадание. Как удалось этого добиться, я напрямую поинтересовалась у самого Андрея. «Мне хотелось, чтобы мой герой вызывал сочувствие, каким бы он ни был, — рассказывает артист. — Потому что он очень несчастлив, быть может, несчастлив даже больше, чем Раскольников. Он достаточно умён и наделён талантом видеть этот мир и людей насквозь, но в силу особенностей характера не может полноценно распорядиться этим талантом. При всей своей порочности, Свидригайлов способен и на благородные поступки, потому что он всё же Мужчина. Пускай израненный, исковерканный, вывернутый, но Мужчина! И он остро осознаёт неправоту своей жизни, поэтому не выдерживает, сведя с ней счёты».
Я выделила только четырёх персонажей, но справедливости ради скажу, что и остальные актёрские работы в разной степени достаточно хороши и тщательно проработаны. А вообще, браться за такое сложнейшее литературное произведение для постановки на сцене — это настоящий режиссёрский подвиг, как мне кажется. Не так-то много театральных режиссёров на это могут отважиться. Я, пожалуй, кроме моссоветовского «Р. Р. Р.», и не припомню постановок по мотивам «Преступления и наказания». Поэтому огромный респект Антону Яковлеву: А — за смелость, Б — за удачную инсценировку, В — за настоящий психологический театр, которого всё чаще не хватает в последнее время!
Следственный эксперимент от режиссёра Антона Яковлева по роману Фёдора Михайловича Достоевского вынесли на суд зрителю на Большой сцене театра Гоголя.
Режиссёр предлагает вновь вернуться и переосмыслить величайшее произведение Фёдора Михайловича. В поисках собственной интерпретации Антон Яковлев остановился на необычном решении: первый акт представлен, как сон Раскольникова в период лихорадки после убийства. Ему чудится, что идёт суд и прокурором на процессе выступает Порфирий Петрович (Дмитрий Высоцкий), а адвокатом — Аркадий Иванович Свидригайлов (Андрей Финягин). Мы знакомимся со всеми героями и их положением, по крупицам восстанавливаем ход событий. В верхней части сцены появляются ключевые фразы, на которые стоит обратить внимание.
Сценография кинематографична, декорации легко трансформируются для каждого эпизода, а актеры играют несколько ролей. Во втором акте Родион приходит в себя и возвращается к жизни реальной.
Я видела разных Раскольниковых, мне показалось, что Василий Неверов замечательно справился с ролью, сумел найти подходящие инструменты, увлек своей игрой зрителя, полностью захватив внимание. Соню Мармеладову исполнила чудесная Янина Третьякова, нырнув вглубь себя в поисках ответов и стараясь раскрыть загадочный характер героини.
Персонажи в спектакле проработаны довольно глубоко, режиссёру удалось в три часа изложить многое из того, что кроется в романе Достоевского, вскрыть обилие характеров героев с их грехами, затронуть философские размышления, а также обозначить путь к искуплению.
Думаю, что роман можно и нужно перечитывать в любом возрасте, равно как и смотреть на сцене, снова и снова возвращаться к темам любви, искупления, отчаяния и болезни, морального падения и духовного возрождения, особенно молодым людям во время становления личности.
Больше всего мне запомнилась сцена с тощей лошадью из детства Родиона, которую помещик пытался пустить «вскачь». Невероятно сильный момент, который произвел на меня огромное впечатление.
Спектакль получился динамичным и глубоким, с великолепным актерским составом и замечательным оформлением. Получила огромное удовольствие от просмотра.
Театр Гоголя продолжает удивлять своими спектаклями, не боится ставить самые амбициозные задачи. Поздравляю театр с Премьерой!
Громкая премьера в Театр Гоголя Спектакль «Преступление и наказание» по мотивам романа Ф. М. Достоевского в постановке художественного руководителя театра Антон Яковлев.
Роман Достоевского люблю ещё со школьной скамьи, хотя сейчас мне трудно сказать, что меня так тогда заинтересовало. Но читала я эту книгу как детектив. Кажется, режиссер спектакля тоже решил взглянуть под таким углом на произведение Федора Михайловича и определил свою постановку как следственный эксперимент.
«Третью неделю Родион Романович бредил в тяжелой лихорадке в тюремном лазарете… И были у него разные странные сны…» Зрителей словно погружают в лихорадочный сон Родиона Раскольникова. Он просыпается и совершенно не понимает, где находится и кто эти люди. А вокруг что-то не понятное: какие-то незнакомцы, наперебой рассказывающие о страшном преступлении; девушка — секретарь, клацающая по кнопкам печатной машинки; баба, моющая пол кровавой ветошью… А вокруг него кружит жёсткий и ни на минуту не отступающий следователь Порфирий Петрович, который сыплет фактами через край, и даже адвокат уже имеется, который хорошо знает свое дело, Каждый рассказывает свою часть истории и постепенно Родиона охватывает ужас, всплывают воспоминания…
Кроме Василия Неверова, играющего роль Раскольникова, каждый актер воплощает несколько образов. Если не смотреть в программку, я, например, этого даже не заметила, настолько каждый герой спектакля получился ярким и характерным. Начну с актрисы, которую я заметила ещё в спектакле «Разбойники». Алена Гончарова в роли Лизаветы получилась какой-то потусторонней, я бы даже сказала, отрешенной. Ее реплики гулким эхом отзываются в пространстве. И правда кажется, что она — призрак из горячечного бреда Раскольникова, который бредет с топором наперевес. А их в спектакле предостаточно, можно сказать в ассортименте, каждому герою спектакля хватит. А как было жалко до слез Лошадку в исполнении Алёны! Ее хлещут, а она падает, поднимается и снова падает… Она мечется по сцене… На это смотреть было невыносимо тяжело. На самом деле, считаю эту сцену самой значимой в спектакле.
И Алена Гончарова, и Василий Неверов в ней показали актерское мастерство наивысшего класса. Как же было жалко Катерину Ивановну (Ирина Выборнова). Ее отчаянный танец под фразы на французском языке, словно окончательное признание, что жизнь не удалась, что подаваемые в юности надежды растворились в воздухе и единственное, что остаётся — это рассказывать о том, что не жалеешь, что так вышло… Если хочется дать негодяю по голове, то значит роль удалась)
Да простит меня Андрей Кондратьев, сыгравший роль Лужина, такого отвратительного человека я давно не видела.
Родион Раскольников (Василий Неверов). Этот образ совпадал с моими представлениями об этом герое на все 100%. Именно таким мне видится этот герой: с обезумевшим взглядом, тешащий себя своей теорией о разной природе людей. «Тварь ли я дрожащая или право имею?» — этот вопрос его занимает всего целиком. Безумный взгляд сквозь железную решетку боковины кровати; несчастный человек, закованный в четырех стенах тюремной камеры; маленький мальчик, наблюдающий как секут кнутом дохлую Лошадку, человек, пытающийся найти ответ на свой самый главный вопрос…
Отдельно стоит остановиться на образе старухи — процентщицы. Все помнят, как разбирали эту героиню на школьных уроках: «простоволосая, белобрысая, в меховой кацавейке». В фильмах это сгорбленная старуха в старой замусоленной одежде. В спектакле это довольно крепкая дама в летах с алыми губами и очками в цвет. На шее толстые бусы, состоящие из десятка — другого жемчужных ниток.
Отличный спектакль получился! Непременно надо обращать внимание на реплики появляющиеся на экране во время следственных действий с Родионом. Невероятно продуманы световые решения. Чего стоит сцена, где стайка девушек с топорами в голове окружает Родиона… Отличный подбор актеров. Именно такими и представляются мне герои этого романа.
Зал был похож на улей: начинался пресс-показ спектакля «Преступление и наказание», приглашённая пресса занимала свои места, настраивала аппаратуру к съёмке, и в огромном пространстве Театра не все могли заметить сосредоточенного, серьёзного маэстро. Антон Юрьевич скромно занимал место на галерке, наблюдая за первыми зрителями. Через три часа под несмолкаемые овации публики он выйдет на поклоны вместе с актёрами — премьера окажется не только следственным экспериментом всемирно известного уголовного дела, но и масштабным творческим триумфом.
Какие события должны совершиться в жизни человека, чтобы из впечатлительного, глубоко чувствующего мальчика, страдающего от сцены мучительной смерти лошади, превратиться в личность, заявившую о своём праве распоряжаться жизнями других людей? Мне показалось, что герой Василия Неверова сам ищет ответ на этот вопрос. Найдёт ли? В геометрически правильных вертикальных коробах застыли силуэты действующих персонажей. Зритель поневоле любуется гармонией человеческого тела в очерченном рамками пространстве, свет идёт от задника сцены в зрительный зал, преломляясь о фигуры десятки раз (художники по свету — Антон Яковлев, Илья Султанов). Каждый силуэт идеален. Кто эти люди: жертвы? преступники? адвокаты? прокуроры? свидетели? Затем на сцену ворвется поток сознания, вихрь действия, сны наяву, воспроизведенные воспоминания, драматургическое озвучивание эпистол.
Не ждите в эксперименте хронологического изложения событий: каждая сцена станет главной и важной, всякая встреча будет судьбоносной, каждая роль не проходной. Пока на авансцене проигрывается очередной эпизод романа, на заднем плане идёт тоже движение. Людей или мыслей? В спектакле каждый актёр занят в двух ролях, иногда диаметрально противоположных по своей окраске. И я только сейчас, готовясь к рецензии, с удивлением узнала, что бойкую и живую Алену Ивановну и преданную, заботливую Пульхерию Александровну играла одна актриса Анна Гуляренко! Анна полностью преобразилась в другой роли, и здесь дело не только в хорошем гриме.
Самый пронзительный момент для меня был, когда Раскольников просит Соню (Янина Третьякова) прочесть ему главу из Нового Завета о воскресении Лазаря: «огарок уже давно погасал в кривом подсвечнике, тускло освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за чтением вечной книги».
Ирина Выборнова в роли Катерины Ивановны потрясла меня трагизмом своей героини. Это было абсолютное перевоплощение, даже голос и кашель чахоточной женщины вызывал мысли о здоровье самой актрисы.
Андрей Кондратьев создал сатирический образ Лужина — расчетливого, чопорного, осторожного человека со смешной картавостью, как не единственным своим изъяном. Андрей Ребенков был очень убедителен и в роли бичующего самого себя пьяницы, и в роли Настены. Дуня (Анастасия Епифанова) благоразумна, терпелива и великодушна в своей любви к брату. Но прообразом самоотречения, жертвенности и истинного познания Бога стала Сонечка Мармеладова в талантливом исполнении Янины Третьяковой.
Сцена с кипарисовым нательным крестиком трогает до слез, обещая надежду на искупление грехов. Лизавета, сестра Алёны Ивановны, «запятнавшая» своим блудом старшую сестру, вышагивает по сцене в чёрном и с топором- как образ смерти.
Восхитительная Алёна Гончарова сыграет и пронзительную сцену мучений гнедой лошаденки, ставшую кульминационным моментом всего действия. Актёры проживают свои роли на все 100 процентов — физически и морально.
В антракте многие говорили, что постановка вскрыла новые пласты прозы Достоевского и роман Достоевского нужно обязательно перечитать заново. Театр Гоголя представил неожиданно новое произведение искусства. Спектакль получился новаторским по исполнению, масштабным по заявленной проблематике, талантливым по актёрским ролям.
Поздравляю с фантастической премьерой! Прямая речь. Антон Яковлев: «Для меня спектакль по мотивам „Преступления и наказания“ — это не просто иллюстрация гениального классического текста, а личное этическое высказывание плюс поиски новой, яркой формы интерпретации великой литературы».
За отсутствием доказательств, что именно этот молодой человек совершил преступление, следователь Порфирий Петрович решает устроить следственный эксперимент, по ходу действия которого реальные воспоминания начинают вытеснять фантазии Родиона, и страшные подробности убийства всплывают из глубин его подсознания. Раскаивается ли он в содеянном? Скорее нет. Он полностью разочарован в себе, что не является сверхчеловеком, для которого убийство простительно. Грань между явью и фантазией больного воображения практически стёрта.
Идёт ли следствие на самом деле, или оно лишь в голове убийцы, так как на эксперименте присутствуют и убиенная старуха со своею сестрой? Возможно именно они помогут герою расставить хронологию событий.
Неожиданное режиссёрское решение — адвокатом Родиона во время следственных действий предстает Свидригайлов. Андрей Финягин наделил своего героя отличительной интеллигентностью. В отличие от многих персонажей, у меня он вызвал симпатию и сочувствие.
Постановка невероятно эмоциональная. Нервы зрителей и актеров натянуты словно провода, по которым на протяжении всего спектакля пробегают разряды. Герои гротескны. Родион Раскольников в исполнении Василий Неверов почти безумец, одержимый идеями. Играет на разрыв. Я ранее не видела актерских работ Василия, но в дальнейшем буду внимательно следить за его творчеством. Анне Гуляренко досталось сразу несколько ролей. Она и старуха процентщица, и Пульхерия Александровна (мать Родиона). Превращение из резкой властной женщины в заботливую мать поразительно. Казалось, даже черты лица ее изменялись.
Необычно обыгран сам образ процентщицы. Перед нами не жалкая старушонка в лохмотьях с жидкими волосами, а статная дама с безупречной укладкой «в брильянтах». Она не вызывает жалость в отличии от ее сестры Лизаветы. Алёна Гончаренко воплотила на сцене также несколько образов: она была и призраком покойной Лизаветы, и бедной лошадкой, зарубленной топорами, из детского воспоминания Раскольникова.
Сцены убийства лошади и убийства Лизаветы — одни из самых страшных, не смотря на обилие смертей в спектакле. У большинства героев романа был выбор, как прожить свою жизнь, и только бессловесное животное и безвольная сломленная женщина были этого выбора лишены.
Воплощение Лизаветы на сцене вышло эфемерным и хрупким, будто бы действительно потусторонним. Интересно представлены в этой постановке декорации. Они не статичны. Длинные узкие деревянные рамы находятся все время в движении, от сцены к сцене меняя своё положение и будто бы играя разные роли. Им вторит свет, выхватывая из тьмы детали и расставляя акценты. Заканчивает необычное оформление текст с цитатами и пояснениями на самой вершине занавеса, отдаленно напоминающий бегущую строку «новостей». Зрители получают от «следственной группы» самую свежую информацию. Этакая нотка «черного юмора».
Спектакль получился глубоким, сильным, и в тоже время не классическим. Я посмотрела «Преступление и наказание» с невероятным удовольствием. Тандем великого произведения и слаженной работы режиссёра и его команды привёл к отличному результату. «Преступление и наказание» один из немногих спектаклей, которые я бы удовольствием пересмотрела снова.