← Назад
Федор Достоевский
ДЯДЮШКИН СОН
Трагикомедия
Режиссер-постановщик: Александр Марин
Режиссер-постановщик: Александр Марин
Премьера
7.09.2023
Продолжительность
3 часа
с антрактом
с антрактом
Пространство
Основная сцена
Возраст
16+
Ближайшие спектакли
Описание
Спектакль по комической повести «Дядюшкин сон» Федора Достоевского в постановке Александра Марина. Предприимчивая Марья Александровна Москалева, проживающая в уездном городе Мордасове, прилагает все силы, чтобы успешно выдать замуж свою двадцатитрехлетнюю дочь Зину. Случайно в городе оказывается князь К. — состоятельный господин преклонного возраста. Пользуясь возможностью, Марья Александровна готова пойти на все, чтобы женить чудаковатого князя на своей дочери.
Режиссер Александр Марин: «Дядюшкин сон» — женская повесть, что у Достоевского встречается не часто. Здесь внимание автора сосредоточено в первую очередь на женском мире, на главной героине — Марии Александровне Москалевой, на ее дочери, Зине, на женском обществе, которое их окружает, на борьбе за возможность влиять на судьбы города Мордасова. Этот материал на сто процентов соотносится с сегодняшним днем, удивительно совпадая с нашим временем и по тексту, и по смыслу. Главная героиня, Зина, желая помочь своему возлюбленному, идет на низкий поступок, заведомо зная, что он закончится провалом. Меня в «Дядюшкином сне» прежде всего интересует тема того, как мы теряем, растрачиваем нашу жизнь на глупости, на бессмыслицы, как меняются наши идеалы под воздействием окружающей среды и наших внутренних убеждений».
Создатели
Режиссёр-постановщик — Александр Марин
Художник-постановщик — Александр Марин
Художник по костюмам — Анастасия Кучугова
Композитор — Дмитрий Марин
Хореограф — Александр Лимин
Художник по свету — Илья Султанов
Продюсеры — Александр Самойленко / Мария Перекатова
Педагог по вокалу — Маргарита Фетисова
Художник-постановщик — Александр Марин
Художник по костюмам — Анастасия Кучугова
Композитор — Дмитрий Марин
Хореограф — Александр Лимин
Художник по свету — Илья Султанов
Продюсеры — Александр Самойленко / Мария Перекатова
Педагог по вокалу — Маргарита Фетисова
Действующие лица
Марья Александровна Москалёва — Алена Яковлева
Князь Гаврила — Александр Семчев
Зина — Анастасия Епифанова
Мозгляков — Кирилл Ковбас
Афанасий Матвеич / 2-й рабочий — Андрей Андреев
Настасья Петровна Зяблова — Екатерина Сахно
Наталья Дмитриевна Паскудина — Мария Макурина
Софья Петровна Фарпухина / Старуха-мать Василия — Ольга Добрина
Селифан / Василий / 1-й рабочий — Александр Хохлов / Александр Груздев
Анна Николаевна Антипова — Виктория Кизко / Дина Гартмон
Фелисата Михайловна — Юлия Максютина
Луиза Карловна / Дворовая девка — Юлия Максютина
Князь Гаврила — Александр Семчев
Зина — Анастасия Епифанова
Мозгляков — Кирилл Ковбас
Афанасий Матвеич / 2-й рабочий — Андрей Андреев
Настасья Петровна Зяблова — Екатерина Сахно
Наталья Дмитриевна Паскудина — Мария Макурина
Софья Петровна Фарпухина / Старуха-мать Василия — Ольга Добрина
Селифан / Василий / 1-й рабочий — Александр Хохлов / Александр Груздев
Анна Николаевна Антипова — Виктория Кизко / Дина Гартмон
Фелисата Михайловна — Юлия Максютина
Луиза Карловна / Дворовая девка — Юлия Максютина
Фото и видео
Отзывы посетителей
Пользователь Яндекс Афиши о спектакле «Дядюшкин сон»
На спектакль я пошла, прежде всего, из-за режиссера Александра Марина, чьи работы, виденные мною в Табакерке, оставили сильное впечатление. И не прогадала — интересная, необычная постановка комической повести Ф. М. Достоевского, где в непривычных амплуа можно увидеть ведущую актрису театра Сатиры Алену Яковлеву, с блеском исполнившую главную роль Марьи Александровны Москалёвой, готовой на все, чтобы удачно выдать замуж свою красавицу-дочь Зину (Варвара Комарова), у которой, однако, есть «свои скелеты в шкафу» и ведущего актера МХТ им. Чехова — Александра Семчева — того самого престарелого богатого дядюшку — князя Гаврилу, чье появление в захолустном Мордасове вызвало немалый переполох.
Александр Марин выступил в этом спектакле не только как режиссер, он же — автор инсценировки и художник-постановщик. Декораций на огромной сцене — минимум. Задействованы только ее углы, а середина, где, в основном, и разворачивается действие — практически пустая.
За авансценой устроен подиум и основное ее пространство отгорожено от зрителя периодически открывающимся занавесом, где он наблюдает изящные музыкально-танцевальные вставки (хореограф Александр Лимин). Начало и концовка спектакля — оригинальная режиссерская придумка. В целом же спектакль — классический, с прекрасными актерскими работами.
Балом здесь правит Алена Яковлева и актриса просто «купается» в своей роли, показывая зрителю все грани своего таланта. Браво!!! Что касается Александра Семчева — ему удалось очень точно воплотить образ старого маразматика, но, при этом, показать его не смешным, а весьма трогательным. Впрочем, этому артисту подвластны любые перевоплощения!!! Спектакль у Александра Марина получился очень элегантный, с непростым языком повествования и достойным актерским ансамблем. Бурные аплодисменты зрителей на поклонах говорят о том, что публика приняла его «на ура»!
Александр Марин выступил в этом спектакле не только как режиссер, он же — автор инсценировки и художник-постановщик. Декораций на огромной сцене — минимум. Задействованы только ее углы, а середина, где, в основном, и разворачивается действие — практически пустая.
За авансценой устроен подиум и основное ее пространство отгорожено от зрителя периодически открывающимся занавесом, где он наблюдает изящные музыкально-танцевальные вставки (хореограф Александр Лимин). Начало и концовка спектакля — оригинальная режиссерская придумка. В целом же спектакль — классический, с прекрасными актерскими работами.
Балом здесь правит Алена Яковлева и актриса просто «купается» в своей роли, показывая зрителю все грани своего таланта. Браво!!! Что касается Александра Семчева — ему удалось очень точно воплотить образ старого маразматика, но, при этом, показать его не смешным, а весьма трогательным. Впрочем, этому артисту подвластны любые перевоплощения!!! Спектакль у Александра Марина получился очень элегантный, с непростым языком повествования и достойным актерским ансамблем. Бурные аплодисменты зрителей на поклонах говорят о том, что публика приняла его «на ура»!
Пользователь Афиши о спектакле «Дядюшкин сон»
При моей любви к Достоевскому, «Дядюшкин сон» очень долгое время оставался тем произведением, о сюжете которого я не имела вообще никакого представления. Очень радостно, что удалось, наконец, посмотреть отличный спектакль в театре им. Гоголя, да еще с таким замечательным составом. Начало и конец действия очень необычные: все происходит как будто на репетиции театральной постановки. Это достаточно свежая находка, и кажется она вполне логичной.
Основное же действие, классически, происходит в 19 веке. «Дядюшкин сон» — трагикомедия. Не самый мой любимый жанр, скажу честно, но режиссеру Александру Марину удалось подчеркнуть ту грань, когда ты как зритель смеешься до слез, а через несколько минут уже хочешь заплакать. Это — настоящее мастерство! Актерский состав просто замечательный! Прежде всего, главная героиня, предприимчивая помещица Москалева, главная мечта которой выгодно выдать замуж дочь.
У Москалевой в голове всегда множество идей, схем и проектов по устройству судьбы всех окружающих ее людей. Без сомнения, ее должна играть очень харизматичная актриса, такая как Алена Яковлева. Это было просто огненно: за героиней интересно наблюдать каждую секунду. А как она всегда была убедительна в описании перспектив и выгод, чтобы заставить всех следовать ее планам!
Роль доброго простоватого «дядюшки», князя Гаврилы, сыграл известный каждому Александр Семчев. Я впервые видела его не на экране телевизора и была просто восхищена его игрой: это было так тонко и трогательно. Я читала, что князь — первые наметки образа, который Достоевский далее развил в Мышкине в «Идиоте». Полусумасшедший старичок, который по-детски наивен, не узнает никого и искренне не понимает, где сон, а где явь, становится жертвой интриг прагматичной Москалевой и подлого Мозглякова. За этим очень печально наблюдать, это же как ребенка обманывать.
Но больше всего меня тронул образ Зиночки, дочери Москалевой. Увидеть такую героиню в незнакомом мне ранее произведении стало для меня приятным сюрпризом (хотя в Достоевском я не сомневалась). Гордая честная девушка, несколько лет влюбленная в бедного, смертельно больного чахоткой гувернера, согласилась на просьбы матери выйти замуж за богатого князя Гаврилу, в надежде помочь любимому вылечиться. Варваре Комаровой, которая играла Зиночку, на протяжении всего спектакля удавалось мастерски выражать целую гамму эмоций, даже когда она молчала (а молчала героиня довольно много).
Зиночка искренне страдала от этого обещания и обмана на протяжении всего действия, а когда к этому добавилось предательство ранее влюбленного в нее Мозглякова и злословие местных кумушек, я вообще не могу представить, что чувствовала эта девушка. Как верно сказал о ней князь, когда она во всем ему призналась: «Вы — только одна добродетельны. Вы благородная девушка!».
Меня всегда очень расстраивало, что истинно честные люди, как правило, склонны испытывать невыносимые муки совести за свои единичные ошибки, в отличие от мелочных и нечестных людей, которые с легкостью могут обманывать, сплетничать, подставлять других, совершенно не мучаясь никаким чувством вины. Наконец, не могу не поаплодировать уже упомянутым мною Мозглякову (Кирилл Ковбас) — очень неприятный молодой человек получился, особенно потому, что он сам не понимает, насколько мелочны и подлы его фразы и поступки. И Софье Петровне Фарпухиной (Ольга Добрина), каждый выход которой сопровождали овации зрителей: невероятно харизматичная актриса.
Браво режиссеру и всем артистам: удалось и посмеяться, и прослезиться, и задуматься в очередной раз о свойствах человеческого характера.
Основное же действие, классически, происходит в 19 веке. «Дядюшкин сон» — трагикомедия. Не самый мой любимый жанр, скажу честно, но режиссеру Александру Марину удалось подчеркнуть ту грань, когда ты как зритель смеешься до слез, а через несколько минут уже хочешь заплакать. Это — настоящее мастерство! Актерский состав просто замечательный! Прежде всего, главная героиня, предприимчивая помещица Москалева, главная мечта которой выгодно выдать замуж дочь.
У Москалевой в голове всегда множество идей, схем и проектов по устройству судьбы всех окружающих ее людей. Без сомнения, ее должна играть очень харизматичная актриса, такая как Алена Яковлева. Это было просто огненно: за героиней интересно наблюдать каждую секунду. А как она всегда была убедительна в описании перспектив и выгод, чтобы заставить всех следовать ее планам!
Роль доброго простоватого «дядюшки», князя Гаврилы, сыграл известный каждому Александр Семчев. Я впервые видела его не на экране телевизора и была просто восхищена его игрой: это было так тонко и трогательно. Я читала, что князь — первые наметки образа, который Достоевский далее развил в Мышкине в «Идиоте». Полусумасшедший старичок, который по-детски наивен, не узнает никого и искренне не понимает, где сон, а где явь, становится жертвой интриг прагматичной Москалевой и подлого Мозглякова. За этим очень печально наблюдать, это же как ребенка обманывать.
Но больше всего меня тронул образ Зиночки, дочери Москалевой. Увидеть такую героиню в незнакомом мне ранее произведении стало для меня приятным сюрпризом (хотя в Достоевском я не сомневалась). Гордая честная девушка, несколько лет влюбленная в бедного, смертельно больного чахоткой гувернера, согласилась на просьбы матери выйти замуж за богатого князя Гаврилу, в надежде помочь любимому вылечиться. Варваре Комаровой, которая играла Зиночку, на протяжении всего спектакля удавалось мастерски выражать целую гамму эмоций, даже когда она молчала (а молчала героиня довольно много).
Зиночка искренне страдала от этого обещания и обмана на протяжении всего действия, а когда к этому добавилось предательство ранее влюбленного в нее Мозглякова и злословие местных кумушек, я вообще не могу представить, что чувствовала эта девушка. Как верно сказал о ней князь, когда она во всем ему призналась: «Вы — только одна добродетельны. Вы благородная девушка!».
Меня всегда очень расстраивало, что истинно честные люди, как правило, склонны испытывать невыносимые муки совести за свои единичные ошибки, в отличие от мелочных и нечестных людей, которые с легкостью могут обманывать, сплетничать, подставлять других, совершенно не мучаясь никаким чувством вины. Наконец, не могу не поаплодировать уже упомянутым мною Мозглякову (Кирилл Ковбас) — очень неприятный молодой человек получился, особенно потому, что он сам не понимает, насколько мелочны и подлы его фразы и поступки. И Софье Петровне Фарпухиной (Ольга Добрина), каждый выход которой сопровождали овации зрителей: невероятно харизматичная актриса.
Браво режиссеру и всем артистам: удалось и посмеяться, и прослезиться, и задуматься в очередной раз о свойствах человеческого характера.
Пользователь Афиши о спектакле «Дядюшкин сон»
Достоевский, которого знают не все — комедия со смыслом Вы когда-нибудь думали выйти замуж (или жениться) по расчету? Я — нет. Для меня это как-то дико и мерзко, ведь, по сути, это значит — продать себя, не говоря уже об обесценивании другого человека. Специально для тех, кто считает Достоевского нудным, тяжелым, мрачным, рассказываю: у него есть комедийная повесть «Дядюшкин сон» с легким налетом водевиля.
Правда, не обошлось и без доли драматизма, но без него произведение потеряло бы свою глубину и поучительность, да и самого Достоевского. А вот спектакль по этой замечательной комедии можно посмотреть в Театре Гоголя. Режиссер-постановщик, заслуженный артист России Александр Марин поставил замечательный одноименный спектакль «Дядюшкин сон», который смотрится буквально на одном дыхании и благодаря хорошей режиссерской работе, и благодаря звездному актерскому составу, ведь в постановке главные роли исполняют народная артистка России Алена Яковлева и заслуженный артист России Александр Семчев.
Впрочем, и другие актеры на первых ролях — Варвара Комарова и Кирилл Ковбас — играют замечательно, не теряясь в тени своих известных коллег. А работа Ольги Добриной, исполнившей целых две роли в спектакле, и вовсе приводит зрителей в восторг. Как часто ради денег, положения в обществе и власти люди готовы на самые неприглядные поступки, не только забывая о чувствах своих жертв, но и переступая по дороге к своей цели такие границы как почтенный возраст и доверчивость, что уже совсем аморально.
Но Марья Александровна Москалева не видит никаких препятствий на пути к своей главной цели — выгодно выдать свою дочь Зину замуж за приехавшего ненадолго в их городок князя Гаврилу. Князь стар, болен, не вполне в ладу со своим разумом, а потому прекрасно, по мнению своеобразно заботливой матери, подходит на роль жениха. Осталось лишь убедить дочку в том, что поступок этот вовсе не аморальный, жениха ее в том, что все это делается исключительно на благо их будущего счастья, а князя в том, что ему вовсе не поздно думать о браке, и любая девушка будет лишь рада такой возможности, взять, к примеру, ее дочь.
И все бы ничего, если бы не вмешательство извне. Отдельно в этой постановке мне хочется отметить грамотно построенные мизансцены: действие основных сцен спектакля, по большей части, происходило в центральной части сцены, причем, на небольшом подмостке, что давало возможность видеть происходящее даже последним рядам партера. Декорации скромные — слева двери в другую часть предполагаемого дома, справа нечто вроде будуара. Основная часть сцены разделена на две части — переднюю, где происходило основное действие, и заднюю, которую от передней отделял занавес.
Открывая занавес, для нас приоткрывали подсознание героев, их мечты, мысли и сны. Но даже при минимализме в декорациях спектакль максимально приближен к классике, что, тем не менее, не делало его скучным, а наоборот смотрелось очень достойно. Очень понравился мне и вокальный эпизод, который словно выключатель превратил комедию и фарс в драму. Но мне снова хочется говорить об актерах. Алена Яковлева и Александр Семчев вновь и вновь зажигали публику, заставляя ее и смеяться, и сопереживать, и даже немного нервничать: «А что же дальше?» Браво!
В общем, если не читали, чем это все закончилось, обязательно посмотрите этот спектакль. Да и если читали, все равно сходите — не пожалеете. Посмотрела на одном дыхании, три часа пролетели, кажется, не успев начаться, я много смеялась, хотя и немного погрустила тоже, сюжет, знаете ли, обязывает. Лично я уже настроена пересмотреть все спектакли Театра Гоголя, ибо пока ни один из увиденных меня не разочаровал. К тому же, в Театре очень приветливые работники, и мне все сильнее хочется возвращаться туда за новыми впечатлениями и положительными эмоциями.
Правда, не обошлось и без доли драматизма, но без него произведение потеряло бы свою глубину и поучительность, да и самого Достоевского. А вот спектакль по этой замечательной комедии можно посмотреть в Театре Гоголя. Режиссер-постановщик, заслуженный артист России Александр Марин поставил замечательный одноименный спектакль «Дядюшкин сон», который смотрится буквально на одном дыхании и благодаря хорошей режиссерской работе, и благодаря звездному актерскому составу, ведь в постановке главные роли исполняют народная артистка России Алена Яковлева и заслуженный артист России Александр Семчев.
Впрочем, и другие актеры на первых ролях — Варвара Комарова и Кирилл Ковбас — играют замечательно, не теряясь в тени своих известных коллег. А работа Ольги Добриной, исполнившей целых две роли в спектакле, и вовсе приводит зрителей в восторг. Как часто ради денег, положения в обществе и власти люди готовы на самые неприглядные поступки, не только забывая о чувствах своих жертв, но и переступая по дороге к своей цели такие границы как почтенный возраст и доверчивость, что уже совсем аморально.
Но Марья Александровна Москалева не видит никаких препятствий на пути к своей главной цели — выгодно выдать свою дочь Зину замуж за приехавшего ненадолго в их городок князя Гаврилу. Князь стар, болен, не вполне в ладу со своим разумом, а потому прекрасно, по мнению своеобразно заботливой матери, подходит на роль жениха. Осталось лишь убедить дочку в том, что поступок этот вовсе не аморальный, жениха ее в том, что все это делается исключительно на благо их будущего счастья, а князя в том, что ему вовсе не поздно думать о браке, и любая девушка будет лишь рада такой возможности, взять, к примеру, ее дочь.
И все бы ничего, если бы не вмешательство извне. Отдельно в этой постановке мне хочется отметить грамотно построенные мизансцены: действие основных сцен спектакля, по большей части, происходило в центральной части сцены, причем, на небольшом подмостке, что давало возможность видеть происходящее даже последним рядам партера. Декорации скромные — слева двери в другую часть предполагаемого дома, справа нечто вроде будуара. Основная часть сцены разделена на две части — переднюю, где происходило основное действие, и заднюю, которую от передней отделял занавес.
Открывая занавес, для нас приоткрывали подсознание героев, их мечты, мысли и сны. Но даже при минимализме в декорациях спектакль максимально приближен к классике, что, тем не менее, не делало его скучным, а наоборот смотрелось очень достойно. Очень понравился мне и вокальный эпизод, который словно выключатель превратил комедию и фарс в драму. Но мне снова хочется говорить об актерах. Алена Яковлева и Александр Семчев вновь и вновь зажигали публику, заставляя ее и смеяться, и сопереживать, и даже немного нервничать: «А что же дальше?» Браво!
В общем, если не читали, чем это все закончилось, обязательно посмотрите этот спектакль. Да и если читали, все равно сходите — не пожалеете. Посмотрела на одном дыхании, три часа пролетели, кажется, не успев начаться, я много смеялась, хотя и немного погрустила тоже, сюжет, знаете ли, обязывает. Лично я уже настроена пересмотреть все спектакли Театра Гоголя, ибо пока ни один из увиденных меня не разочаровал. К тому же, в Театре очень приветливые работники, и мне все сильнее хочется возвращаться туда за новыми впечатлениями и положительными эмоциями.
Пресса
-
Театр Гоголя представит первую премьеру сезона — спектакль «Дядюшкин сон»RG.RU
В Театре Гоголя 7 сентября покажут «Дядюшкин сон» — спектакль по повести Достоевского в постановке Александра Марина откроет 99-й сезон. В главных ролях — народная артистка России Алена Яковлева и заслуженный артист России Александр Семчев. О том, чем еще будет жить обновленная площадка в 2023–2024 году, чуть ранее рассказал художественный руководитель Антон Яковлев. -
Показ спектакля «Преступление и наказание» в Театре имени ГоголяЭ-Вести
Повесть Достоевского «Дядюшкин сон» сам Фёдор Михайлович не очень высоко ценил, а литературная критика его появление и вовсе обошла молчанием. Однако же театральная фортуна сочинения сложилась весьма удачно, литературная основа будто просится на подмостки. -
«Дядюшкин сон» — первая премьера сезона в Театре ГоголяСМОТРИМ
Трагикомедию Достоевского перенесли на сцену, полностью сохранив все сюжетные линии, персонажей и замысел классика. А вот способ, которым эта история изложена, довольно необычный. -
Показать еще
-
Москва театральная. Доброе утро. Суббота. Фрагмент выпуска от 09.09.2023Первый канал
В Московском художественном театре — юбилей. 125-й сезон! Такое редко увидишь: артисты на зрительских местах. День рождения отметят 27 октября премьерой спектакля Дениса Азарова «9 ряд. 10,11 место» по пьесе Юлии Поспеловой, написанной специально к юбилею. -
Перед премьерой «Дядюшкин сон» в театре ГоголяСМОТРИМ
28 февраля на основной сцене Театра Гоголя — премьера спектакля «Преступление и наказание» (16+) по роману Достоевского в постановке режиссера и художественного руководителя театра Антона Яковлева. Он же (совместно с Еленой Исаевой) — автор инсценировки. -
В общем, все умерли, а карета превратилась в тыкву. Александр Марин поставил в Театре Гоголя «Дядюшкин сон»Театр To Go
В начале сентября свою версию повести Ф. М. Достоевского «Дядюшкин сон» представил режиссёр Александр Марин. Мы сходили на премьеру в Театр имени Гоголя и в очередной раз убедились, что классику в этом театре любят и ценят, и потому ставят нескучно, находя интересные акценты и решения. Рассказываем, что в спектакле привлекло наше внимание.