ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ
Режиссер-постановщик: Антон Яковлев
с антрактом
Описание
В этой версии романа персонажи Достоевского становятся участниками необычного следственного эксперимента, устроенного специально для Родиона Раскольникова. Зритель словно погружается в лихорадочный сон главного героя, настолько странным кажется место, в котором он находится, и люди вокруг него. Психика Раскольникова искажает реальность, вытесняя из памяти всё случившееся. Задача следственной группы из десяти человек — восстановить событийный ряд, детали и мотивы жуткого преступления, заставить героя вспомнить все, принять и осознать содеянное.В спектакле присутствуют сцены употребления табачной продукции. Напоминаем, что курение опасно для вашего здоровья.
Спектакль отмечен Московской премией блогеров за лучшую мужскую роль второго плана — Андрей Финягин в роли Свидригайлова.
«В идеале режиссер должен ставить только то, что находит лично у него сильный отклик, что становится жизненно необходимым. Для меня спектакль по мотивам "Преступления и наказания" — это не просто иллюстрация гениального классического текста, а личное этическое высказывание плюс поиски новой, яркой формы интерпретации великой литературы.
Это один из тех главных романов, которые необходимо прочесть, даже если не любишь Достоевского, потому что это произведение является определяющим, ключевым в мировой литературе. Роман потрясающе показывает двойственную суть человеческой природы. Он — как зеркало, в котором каждый может увидеть свои темные и светлые стороны, а меня всегда интересовала тема внутреннего конфликта, раздвоения между этими сторонами человека. Об этом я размышляю, наверное, в каждом из своих спектаклей. Этот роман особенно важен для молодых, которые только начинают формировать свои взгляды на жизнь. Еще в юности он во многом помог и мне определить свое отношение к миру, к вере, к сути вещей. Тема разделения людей на тех, кто "право имеет" — и на "низший материал" — не просто отвлеченная философская идея. Теория Раскольникова жива, и такое разделение, как показывает жизнь и история, существует и сегодня. До какой степени человек может дойти до края в своем мнимом величии? Что может остановить его от реального убийства? Только ли страх наказания или все же есть некие внутренние установки, которые делают невозможным саму мысль об этом? Мне интересно, как сегодня, когда мир изобретает все новые и изощренные способы уничтожения друг друга, люди ответят себе на этот вопрос, как пытаюсь ответить себе и я…»
Создатели
Авторы инсценировки — Антон Яковлев, Елена Исаева
Художник-постановщик — Алексей Кондратьев
Художник по костюмам — Тамара Эшба
Художник по свету — Антон Яковлев, Илья Султанов
Видеорежиссер — Анастасия Журавлева
Музыкальное оформление — Антон Яковлев
Действующие лица
Порфирий Петрович, следователь, он же Отец Родиона — Дмитрий Высоцкий
Свидригайлов, он же Адвокат — Андрей Финягин
Соня Мармеладова, она же Стенографистка — Янина Третьякова
Лизавета, она же Лошадь — Алёна Гончарова / Екатерина Сахно
Дуня, она же Секретарь — Анастасия Епифанова / Мария Лисовая
Пульхерия Александровна, она же Процентщица — Анна Гуляренко / Ирина Рудницкая
Катерина Ивановна, она же Посетительница — Ирина Выборнова / Ирина Гринева
Мармеладов, он же Жилетка, Настена, Душкин, Мужик — Андрей Ребенков
Лужин, он же Пристав, Хозяин лошади, Митрей — Андрей Кондратьев / Кирилл Ковбас
Разумихин, он же Стажер, Миколай, Мужик — Александр Груздев / Александр Хохлов
Фото и видео
Театральное пространство становится здесь проекцией сознания Раскольникова — нестабильным, искажённым, лихорадочным. Сценография не просто фон, а полноценный персонаж постановки. Декорации трансформируются, плывут, дробятся, как разум человека на грани безумия.
Самое удивительное решение режиссёра — превратить следственный процесс в своеобразный психоанализ героя. Персонажи, которые в романе существуют в параллельных мирах, здесь сталкиваются напрямую, обнажая скрытые мотивы и тайные страхи Раскольникова. Василий Неведров в главной роли создает образ пугающей глубины. Его Раскольников — это не просто преступник с теорией, а человек, пожираемый изнутри собственными демонами. Актёр существует в состоянии непрерывной внутренней вибрации, балансируя на грани физического истощения, что придает образу пронзительную достоверность.
Потрясающее впечатление производит сцена с загнанной лошадью. Это ключ к пониманию всей постановки — момент, когда детская травма превращается в искаженный моральный компас взрослого человека. Режиссёр словно говорит: преступление начинается задолго до самого преступления.
Актёрский ансамбль демонстрирует высший пилотаж театрального мастерства. Многие исполнители играют по несколько ролей, мгновенно трансформируясь из одного персонажа в другого. Это создает эффект калейдоскопа, где все фигуры — лишь отражения внутреннего мира главного героя.
Три часа спектакля пролетают как один миг. Постановка затягивает, как воронка, не давая перевести дыхание. Она требует полного погружения и эмоционального соучастия — равнодушных в зале не остается.
После финальных аплодисментов я еще долго оставался под впечатлением. «Преступление и наказание» в Театре Гоголя — это не просто адаптация литературной классики, а самостоятельное, мощное художественное высказывание, которое резонирует с сегодняшним днем и заставляет по-новому взглянуть на вечные вопросы морали, свободы и ответственности.
Знакомые персонажи произносят знакомые слова, но, поставленные в новые условия, раскрываются отчаяннее, чем в любой из виденных ранее постановок. Перед нами одновременно драма, детектив, психологический триллер и следственный эксперимент. Эксперимент, поставленный инквизиторски изощренно Порфирием Петровичем (Дмитрий Высоцкий), ради изобличения Родиона Раскольникова (Василий Неверов).
Раскольников Неверова, доведенный собственной совестью и дьявольскими ухищрениями следователя до полубезумия, почти и не верит, что это именно он, собственными, руками поднял топор. Вообще не понимаю, как актер ухитряется выжить после трех часов существования в этой роли.
Кроме Неверова и Высоцкого, всем остальным актерам, участвующим в спектакле досталось по нескольку ролей и каждая роль здесь жемчужина. Андрей Финягин уравнивает Свидригайлова и Адвоката циничным равнодушием и опустошённостью. Его душевный холод вымораживает и одурманивает, подчиняет и обольщает. Соня Мармеладова, она же Стенографистка (Янина Третьякова) образец сострадания и жертвенности. В зеркальном отражении мифа Соня самоотверженно спускается в ад за Раскольниковым и выводит его к свету и раскаянию. Алёне Гончаровой достались роли убиенных Лизаветы и Лошади.
Сон Раскольникова о Лошади самый тяжелый эпизод романа. Убийство Лошади центральная сцена спектакля. Зрители, пригвожденные к креслам, забывают дышать. В громадных глазах актрисы ужас и мука, предчувствие конца и главный вопрос: «за что?».
В спектакле «Преступление и наказание» нет проходных ролей, как нет незначительных свидетелей в деле об убийстве. В постановке Антона Яковлева нет второстепенных исполнителей, у всех главные роли, все равно значимы. Сценография Алексея Кондратьева неожиданна, динамична и наполнена смыслами.
Ложкой дегтя стали лишь топоры в головах убиенных — патент принадлежит Гинкасу. Спектакль идет три часа. Первое действие пролетает почти мгновенно. Второе, в моем случае, видимо от перенапряжения, сопереживания и усталости слегка пробуксовывало — но это личное.
Защиту осуществляет хитрый и изворотливый адвокат в образе Свидригайлова (Андрей Финягин). И от их захватывающей дуэли «обвинение-защита» невозможно было оторвать глаз! Две самые мощные актёрские работы в спектакле!
Раскольников в этом эксперименте (Василий Неверов) выглядит не просто как подследственный, а скорее как пациент психиатрической клиники, которому помогают реконструировать в памяти фрагменты событий, связанных с совершённым преступлением. Сонечка Мармеладова в исполнении Янины Третьяковой по степени своей горькой участи напомнила великомученицу Катюшу Маслову из спектакля «Воскресение». Работы актрисы в обеих постановках получились блестящими!
Во второй части, когда Андрей Финягин становится уже Свидригайловым как таковым, спектакль обретает максимальный психологический накал, а артист выдаёт настоящий актёрский шедевр, срывая бурные аплодисменты всего зала прямо во время спектакля. Его герой порочен, жесток и циничен. Но при этом в определённый момент вызывает у зрителя искреннее сострадание. Как удалось этого добиться, я напрямую поинтересовалась у самого Андрея. «Мне хотелось, чтобы мой герой вызывал сочувствие, каким бы он ни был, — рассказывает артист. — Потому что он очень несчастлив, быть может, несчастлив даже больше, чем Раскольников. Он достаточно умён и наделён талантом видеть этот мир и людей насквозь, но в силу особенностей характера не может полноценно распорядиться этим талантом. При всей своей порочности, Свидригайлов способен и на благородные поступки, потому что он всё же Мужчина. Пускай израненный, исковерканный, вывернутый, но Мужчина! И он остро осознаёт неправоту своей жизни, поэтому не выдерживает, сведя с ней счёты».
Я выделила только четырёх персонажей, но справедливости ради скажу, что и остальные актёрские работы в разной степени достаточно хороши и тщательно проработаны. А вообще, браться за такое сложнейшее литературное произведение для постановки на сцене — это настоящий режиссёрский подвиг, как мне кажется. Не так-то много театральных режиссёров на это могут отважиться. Я, пожалуй, кроме моссоветовского «Р. Р. Р.», и не припомню постановок по мотивам «Преступления и наказания». Поэтому огромный респект Антону Яковлеву: А — за смелость, Б — за удачную инсценировку, В — за настоящий психологический театр, которого всё чаще не хватает в последнее время!
Следственный эксперимент от режиссёра Антона Яковлева по роману Фёдора Михайловича Достоевского вынесли на суд зрителю на Большой сцене театра Гоголя.
Режиссёр предлагает вновь вернуться и переосмыслить величайшее произведение Фёдора Михайловича. В поисках собственной интерпретации Антон Яковлев остановился на необычном решении: первый акт представлен, как сон Раскольникова в период лихорадки после убийства. Ему чудится, что идёт суд и прокурором на процессе выступает Порфирий Петрович (Дмитрий Высоцкий), а адвокатом — Аркадий Иванович Свидригайлов (Андрей Финягин). Мы знакомимся со всеми героями и их положением, по крупицам восстанавливаем ход событий. В верхней части сцены появляются ключевые фразы, на которые стоит обратить внимание.
Сценография кинематографична, декорации легко трансформируются для каждого эпизода, а актеры играют несколько ролей. Во втором акте Родион приходит в себя и возвращается к жизни реальной.
Я видела разных Раскольниковых, мне показалось, что Василий Неверов замечательно справился с ролью, сумел найти подходящие инструменты, увлек своей игрой зрителя, полностью захватив внимание. Соню Мармеладову исполнила чудесная Янина Третьякова, нырнув вглубь себя в поисках ответов и стараясь раскрыть загадочный характер героини.
Персонажи в спектакле проработаны довольно глубоко, режиссёру удалось в три часа изложить многое из того, что кроется в романе Достоевского, вскрыть обилие характеров героев с их грехами, затронуть философские размышления, а также обозначить путь к искуплению.
Думаю, что роман можно и нужно перечитывать в любом возрасте, равно как и смотреть на сцене, снова и снова возвращаться к темам любви, искупления, отчаяния и болезни, морального падения и духовного возрождения, особенно молодым людям во время становления личности.
Больше всего мне запомнилась сцена с тощей лошадью из детства Родиона, которую помещик пытался пустить «вскачь». Невероятно сильный момент, который произвел на меня огромное впечатление.
Спектакль получился динамичным и глубоким, с великолепным актерским составом и замечательным оформлением. Получила огромное удовольствие от просмотра.
Театр Гоголя продолжает удивлять своими спектаклями, не боится ставить самые амбициозные задачи. Поздравляю театр с Премьерой!
Громкая премьера в Театр Гоголя Спектакль «Преступление и наказание» по мотивам романа Ф. М. Достоевского в постановке художественного руководителя театра Антон Яковлев.
Роман Достоевского люблю ещё со школьной скамьи, хотя сейчас мне трудно сказать, что меня так тогда заинтересовало. Но читала я эту книгу как детектив. Кажется, режиссер спектакля тоже решил взглянуть под таким углом на произведение Федора Михайловича и определил свою постановку как следственный эксперимент.
«Третью неделю Родион Романович бредил в тяжелой лихорадке в тюремном лазарете… И были у него разные странные сны…» Зрителей словно погружают в лихорадочный сон Родиона Раскольникова. Он просыпается и совершенно не понимает, где находится и кто эти люди. А вокруг что-то не понятное: какие-то незнакомцы, наперебой рассказывающие о страшном преступлении; девушка — секретарь, клацающая по кнопкам печатной машинки; баба, моющая пол кровавой ветошью… А вокруг него кружит жёсткий и ни на минуту не отступающий следователь Порфирий Петрович, который сыплет фактами через край, и даже адвокат уже имеется, который хорошо знает свое дело, Каждый рассказывает свою часть истории и постепенно Родиона охватывает ужас, всплывают воспоминания…
Кроме Василия Неверова, играющего роль Раскольникова, каждый актер воплощает несколько образов. Если не смотреть в программку, я, например, этого даже не заметила, настолько каждый герой спектакля получился ярким и характерным. Начну с актрисы, которую я заметила ещё в спектакле «Разбойники». Алена Гончарова в роли Лизаветы получилась какой-то потусторонней, я бы даже сказала, отрешенной. Ее реплики гулким эхом отзываются в пространстве. И правда кажется, что она — призрак из горячечного бреда Раскольникова, который бредет с топором наперевес. А их в спектакле предостаточно, можно сказать в ассортименте, каждому герою спектакля хватит. А как было жалко до слез Лошадку в исполнении Алёны! Ее хлещут, а она падает, поднимается и снова падает… Она мечется по сцене… На это смотреть было невыносимо тяжело. На самом деле, считаю эту сцену самой значимой в спектакле.
И Алена Гончарова, и Василий Неверов в ней показали актерское мастерство наивысшего класса. Как же было жалко Катерину Ивановну (Ирина Выборнова). Ее отчаянный танец под фразы на французском языке, словно окончательное признание, что жизнь не удалась, что подаваемые в юности надежды растворились в воздухе и единственное, что остаётся — это рассказывать о том, что не жалеешь, что так вышло… Если хочется дать негодяю по голове, то значит роль удалась)
Да простит меня Андрей Кондратьев, сыгравший роль Лужина, такого отвратительного человека я давно не видела.
Родион Раскольников (Василий Неверов). Этот образ совпадал с моими представлениями об этом герое на все 100%. Именно таким мне видится этот герой: с обезумевшим взглядом, тешащий себя своей теорией о разной природе людей. «Тварь ли я дрожащая или право имею?» — этот вопрос его занимает всего целиком. Безумный взгляд сквозь железную решетку боковины кровати; несчастный человек, закованный в четырех стенах тюремной камеры; маленький мальчик, наблюдающий как секут кнутом дохлую Лошадку, человек, пытающийся найти ответ на свой самый главный вопрос…
Отдельно стоит остановиться на образе старухи — процентщицы. Все помнят, как разбирали эту героиню на школьных уроках: «простоволосая, белобрысая, в меховой кацавейке». В фильмах это сгорбленная старуха в старой замусоленной одежде. В спектакле это довольно крепкая дама в летах с алыми губами и очками в цвет. На шее толстые бусы, состоящие из десятка — другого жемчужных ниток.
Отличный спектакль получился! Непременно надо обращать внимание на реплики появляющиеся на экране во время следственных действий с Родионом. Невероятно продуманы световые решения. Чего стоит сцена, где стайка девушек с топорами в голове окружает Родиона… Отличный подбор актеров. Именно такими и представляются мне герои этого романа.
Зал был похож на улей: начинался пресс-показ спектакля «Преступление и наказание», приглашённая пресса занимала свои места, настраивала аппаратуру к съёмке, и в огромном пространстве Театра не все могли заметить сосредоточенного, серьёзного маэстро. Антон Юрьевич скромно занимал место на галерке, наблюдая за первыми зрителями. Через три часа под несмолкаемые овации публики он выйдет на поклоны вместе с актёрами — премьера окажется не только следственным экспериментом всемирно известного уголовного дела, но и масштабным творческим триумфом.
Какие события должны совершиться в жизни человека, чтобы из впечатлительного, глубоко чувствующего мальчика, страдающего от сцены мучительной смерти лошади, превратиться в личность, заявившую о своём праве распоряжаться жизнями других людей? Мне показалось, что герой Василия Неверова сам ищет ответ на этот вопрос. Найдёт ли? В геометрически правильных вертикальных коробах застыли силуэты действующих персонажей. Зритель поневоле любуется гармонией человеческого тела в очерченном рамками пространстве, свет идёт от задника сцены в зрительный зал, преломляясь о фигуры десятки раз (художники по свету — Антон Яковлев, Илья Султанов). Каждый силуэт идеален. Кто эти люди: жертвы? преступники? адвокаты? прокуроры? свидетели? Затем на сцену ворвется поток сознания, вихрь действия, сны наяву, воспроизведенные воспоминания, драматургическое озвучивание эпистол.
Не ждите в эксперименте хронологического изложения событий: каждая сцена станет главной и важной, всякая встреча будет судьбоносной, каждая роль не проходной. Пока на авансцене проигрывается очередной эпизод романа, на заднем плане идёт тоже движение. Людей или мыслей? В спектакле каждый актёр занят в двух ролях, иногда диаметрально противоположных по своей окраске. И я только сейчас, готовясь к рецензии, с удивлением узнала, что бойкую и живую Алену Ивановну и преданную, заботливую Пульхерию Александровну играла одна актриса Анна Гуляренко! Анна полностью преобразилась в другой роли, и здесь дело не только в хорошем гриме.
Самый пронзительный момент для меня был, когда Раскольников просит Соню (Янина Третьякова) прочесть ему главу из Нового Завета о воскресении Лазаря: «огарок уже давно погасал в кривом подсвечнике, тускло освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за чтением вечной книги».
Ирина Выборнова в роли Катерины Ивановны потрясла меня трагизмом своей героини. Это было абсолютное перевоплощение, даже голос и кашель чахоточной женщины вызывал мысли о здоровье самой актрисы.
Андрей Кондратьев создал сатирический образ Лужина — расчетливого, чопорного, осторожного человека со смешной картавостью, как не единственным своим изъяном. Андрей Ребенков был очень убедителен и в роли бичующего самого себя пьяницы, и в роли Настены. Дуня (Анастасия Епифанова) благоразумна, терпелива и великодушна в своей любви к брату. Но прообразом самоотречения, жертвенности и истинного познания Бога стала Сонечка Мармеладова в талантливом исполнении Янины Третьяковой.
Сцена с кипарисовым нательным крестиком трогает до слез, обещая надежду на искупление грехов. Лизавета, сестра Алёны Ивановны, «запятнавшая» своим блудом старшую сестру, вышагивает по сцене в чёрном и с топором- как образ смерти.
Восхитительная Алёна Гончарова сыграет и пронзительную сцену мучений гнедой лошаденки, ставшую кульминационным моментом всего действия. Актёры проживают свои роли на все 100 процентов — физически и морально.
В антракте многие говорили, что постановка вскрыла новые пласты прозы Достоевского и роман Достоевского нужно обязательно перечитать заново. Театр Гоголя представил неожиданно новое произведение искусства. Спектакль получился новаторским по исполнению, масштабным по заявленной проблематике, талантливым по актёрским ролям.
Поздравляю с фантастической премьерой! Прямая речь. Антон Яковлев: «Для меня спектакль по мотивам „Преступления и наказания“ — это не просто иллюстрация гениального классического текста, а личное этическое высказывание плюс поиски новой, яркой формы интерпретации великой литературы».
За отсутствием доказательств, что именно этот молодой человек совершил преступление, следователь Порфирий Петрович решает устроить следственный эксперимент, по ходу действия которого реальные воспоминания начинают вытеснять фантазии Родиона, и страшные подробности убийства всплывают из глубин его подсознания. Раскаивается ли он в содеянном? Скорее нет. Он полностью разочарован в себе, что не является сверхчеловеком, для которого убийство простительно. Грань между явью и фантазией больного воображения практически стёрта.
Идёт ли следствие на самом деле, или оно лишь в голове убийцы, так как на эксперименте присутствуют и убиенная старуха со своею сестрой? Возможно именно они помогут герою расставить хронологию событий.
Неожиданное режиссёрское решение — адвокатом Родиона во время следственных действий предстает Свидригайлов. Андрей Финягин наделил своего героя отличительной интеллигентностью. В отличие от многих персонажей, у меня он вызвал симпатию и сочувствие.
Постановка невероятно эмоциональная. Нервы зрителей и актеров натянуты словно провода, по которым на протяжении всего спектакля пробегают разряды. Герои гротескны. Родион Раскольников в исполнении Василий Неверов почти безумец, одержимый идеями. Играет на разрыв. Я ранее не видела актерских работ Василия, но в дальнейшем буду внимательно следить за его творчеством. Анне Гуляренко досталось сразу несколько ролей. Она и старуха процентщица, и Пульхерия Александровна (мать Родиона). Превращение из резкой властной женщины в заботливую мать поразительно. Казалось, даже черты лица ее изменялись.
Необычно обыгран сам образ процентщицы. Перед нами не жалкая старушонка в лохмотьях с жидкими волосами, а статная дама с безупречной укладкой «в брильянтах». Она не вызывает жалость в отличии от ее сестры Лизаветы. Алёна Гончаренко воплотила на сцене также несколько образов: она была и призраком покойной Лизаветы, и бедной лошадкой, зарубленной топорами, из детского воспоминания Раскольникова.
Сцены убийства лошади и убийства Лизаветы — одни из самых страшных, не смотря на обилие смертей в спектакле. У большинства героев романа был выбор, как прожить свою жизнь, и только бессловесное животное и безвольная сломленная женщина были этого выбора лишены.
Воплощение Лизаветы на сцене вышло эфемерным и хрупким, будто бы действительно потусторонним. Интересно представлены в этой постановке декорации. Они не статичны. Длинные узкие деревянные рамы находятся все время в движении, от сцены к сцене меняя своё положение и будто бы играя разные роли. Им вторит свет, выхватывая из тьмы детали и расставляя акценты. Заканчивает необычное оформление текст с цитатами и пояснениями на самой вершине занавеса, отдаленно напоминающий бегущую строку «новостей». Зрители получают от «следственной группы» самую свежую информацию. Этакая нотка «черного юмора».
Спектакль получился глубоким, сильным, и в тоже время не классическим. Я посмотрела «Преступление и наказание» с невероятным удовольствием. Тандем великого произведения и слаженной работы режиссёра и его команды привёл к отличному результату. «Преступление и наказание» один из немногих спектаклей, которые я бы удовольствием пересмотрела снова.
Уникальное сценическое решение — суд присяжных, которые одновременно являются и действующими лицами, минимализм, игра света, полумрак — с первой же минуты мистическое повествование погружает зрителя в глубину мыслей и чувств. Следствие ведёт Порфирий Петрович (Дмитрий Высоцкий) — и такому следователю веришь, как отцу родному. С каждой минутой душевных терзаний Раскольникова (Василий Неверов) напряжение нарастает, сюжет захватывает и не отпускает в течение всех трех часов спектакля.
Трагическое, тяжёлое, распад внутри семьи Мармеладовых великолепно изобразили тонкая изящная Соня (Янина Третьякова), яркая в своём трагизме Ирина Выборнова (Катерина Ивановна), и, конечно же, беспутный Мармеладов (Андрей Ребенков), а от сцены сумасшествия Катерины Ивановны зрителя бросает в дрожь…
При этом спектакль не лишён и мягкой, тонкой, глубоко интеллектуальной иронии. У каждого отрицательного героя — своя правда. Есть она и у старухи-процентщицы (Анна Гуляренко), и у Лужина (Андрей Кондратьев), и, разумеется, у Свидригайлова (Андрей Финягин). Чистота, доброта, всепрощение мастерски воплотили на сцене Дуня (Анастасия Епифанова) и Пульхерия Александровна (Ирина Выборнова).
И вот снова, если вдуматься более чем смелая, даже дерзкая режиссерская попытка, поставить уже произведение Достоевского, которое, кто и как только уже не ставил и кажется ничего нового в нем уже раскрыть невозможно. Оказывается не обязательно по новой изобретать велосипед, что-то от себя дописывать, переносить время действия, притягивать какие-то совсем уж далеко лежащие за гранью романа смыслы, мудрствовать, умничать, а вполне можно поставить, опять же лишив роман тяжеловесности, изнурительных длинных монологов и диалогов, без попытки впихнуть все идеи, что накопились в голове, вполне цельное режиссерское высказывание, динамичное по ритму, не растекающееся мыслью и красивейшей, опять же не перегруженной избыточностью, сценографией прячущей режиссерские недочеты, не отвлекающей, которая служит рамкой, иногда буквально, для великолепной актерской игры прекрасных актеров театра.
Про актеров. Антон Яковлев смог за достаточно небольшой период, собирая по крупицам создать сильную, профессиональную труппу, к нему потянулись интереснейшие актеры других театров, где их талант не был использован в полной мере и не менее талантливая молодежь. В Театре Гоголя место и ярких ролей нашлось для каждого.
Спектакль «Преступление и наказание» идет с подзаголовком «следственный эксперимент», состоит из двух частей, первый акт непосредственно следственный эксперимент, попытка реконструкции преступления, выходящее за пределы реальности, происходит ли все это в реале, а может сам Раскольников в горячечном бреду пытается найти оправдание своему преступлению и забыть о своей причастности. Второй акт уже реалии, как все действительно было, выздоровление, прозрение, принятие и полное отсутствие раскаяния. Финальная фраза неожиданно для зрителя, вне каких-то стандартов, по новой разворачивает сюжет и предполагаемую мораль.
Если талант Дмитрия Высоцкого- Порфирий Петрович актера Таганковской школы и перешедшего в труппу театра, наконец оставивший Шалман драматического искусства Андрея Финягина, который когда-то уже играл Алешу Карамазова Достоевского в «Нелепой поэмке» у самого Гинкаса, а теперь дорос до Свидригайлова, сомнению не подлежит, они его уже давно всем доказали, то Василий Неверов- Раскольников длительное время консервированный в Театре Табакова, Антоном Яковлевым раскрыт в полной мере, от достаточно однотонного по игре полубредового состояния первого акта, до эмоционального урагана во втором.
Янина Третьякова в «Воскресенье» Катя Маслова, рисковала в роли Сонечки Мармеладовой застрять в уже привычном образе, и этого тоже слава театральному богу и режиссеру не случилось. Безумная Катерина Ивановна роскошная Ирина Выборнова с голосом банши, способная разрушить уже им одним, не говоря уже о ее актерском темпераменте, стены театра. Все актерские работы выверены до малейших деталей, сложность еще и в том, что приходится играть по нескольку ролей, опять же не просто из экономии бюджета, а в смысловой связке с главным образом.
Допустим невинно убитая Елизавета становится по ходу действия, еще и главной детской травмой Раскольникова. забитой на его глазах лошадью. Еще раз итог, несмотря на не имеющее под собой оснований предубеждение и обвинений в захватничестве, с там же успехом можно обвинять КБ что он отжал театр у Михоэлса, или Евгений Писарев у Таирова, Театр Гоголя и его художественный руководитель набирают силу, репертуар ничем не хуже, а во многом и лучше, чем в половине театров Москвы, труппа не менее сильная и профессиональная, плюс к этому прилагается активное использование ее возможностей. Последняя премьера «Преступление и наказание» динамичная, практически идеальная во всем от инсценировки до режиссуры и работы актеров, оригинальная версия, сложнейшего для постановки любым режиссером, романа.
Страх, шок, панические атаки: это сразу, на авансцене. Василий Неверов не жалеет ни себя, ни зрителя. Именно так по замыслу режиссера Антона Яковлева проявляется состояние Раскольникова после убийства: психика от перенапряжения отключает память. Временно. Что интересно, в реальности человеческая психика зачастую так и работает, человек и его сознание, пережившее катастрофу, отключает все, что связано с этой частью жизни. Чтобы спастись. Не сойти с ума сразу.
Дальше разворачивается следственный эксперимент, реконструирующий детали преступления. Режиссёр Антон Яковлев вместе с Еленой Исаевой написали инсценировку. Она хороша тем, что в конструкции своей не изобилует длинными монологами и свойственными автору романа тяжелейшими рассуждениями. Экспериментом энергично руководит Порфирий Петрович (Дмитрий Высоцкий, который пока немного отличается по манере игры, принесенной вместе с опытом Таганки), появляется Соня (Янина Третьякова), мать, сестра и другие персонажи — они пытаются главного героя подвести через три часа к раскаянию. В первом и втором действии актерам дано несколько ролей, которые так подробно разобраны и филигранно исполнены, что в некоторых сценах первого акта мне показалось, что играют, как Вахтанговцы. А почему нет? Разве не к этому, сознательно или нет, стремится Антон Яковлев, сын великого Вахтанговца?
Перешедший из ШДИ в труппу Яковлева прекрасный актер Андрей Финягин в роли Свидригайлова просто делает второй акт! Эту роль не забудешь: так ярко, точно сыграно обаятельное зло, так горько понимаешь, что исход его обреченного героя уже близко, что смотришь за каждым словом и движением Андрея. Антон Яковлев поделился своими размышлениями: «В идеале режиссер должен ставить только то, что находит лично у него сильный отклик, что становится жизненно необходимым. Для меня спектакль по мотивам „Преступления и наказания“ — это не просто иллюстрация гениального классического текста, а личное этическое высказывание плюс поиски новой, яркой формы интерпретации великой литературы».
Невероятная, яркая как вспышка постановка, наполненная музыкой, дымом и потрясающей игрой актёров. Боже мой! Как играл, нет, жил жизнью своего героя Раскольникова, Василий Неверов. Как он выкладывался, он просто слился со своим героем. А Янина Третьякова, такая хрупкая, нежная, беззащитная, именно такой и была Сонечка Мармеладова. Какая история! Теория Раскольникова жива и в наше время. Жаль ли мне его? И да и нет.
Возможно можно было избежать всего этого, но обстоятельства сложились именно так, такова жизнь. Спектакль идёт около 3-х часов с одним антрактом. Мне показалось, что вторая часть немного затянута, но думаю они разыграются и всё встанет на свои места.Я рекомендую к просмотру)
Музыка и свет создают дополнительную эмоциональную окраску, усиливая впечатление от происходящего на сцене. Особенностью постановки является то, что актеры, играющие следователей, одновременно воплощают и другие образы, в том числе и Лошадь из сна Раскольникова. (Какая же сильная, эмоционально — надрывная, душераздирающая сцена). Это подчеркивает двойственность, где-то даже двуличие человеческой природы, сложность и противоречивость мотивов для совершения поступков.
Следственный эксперимент, виде премьерного спектакля «Преступление и наказание» в Театре Гоголя, заставляет задуматься о вечных вопросах морали, вины и искупления. Абсолютно всё прекрасны, великолепны, эмоциональны, замечательны! Браво! А театр — с шикарной премьерой!
Действие разворачивается не линейно, а в виде беспорядочных образов, «странных снов» Родиона Раскольникова, обрывков воспоминаний, всплывающих в его пошатнувшемся сознании. Всё это представляется как следственный эксперимент, участники которого пытаются восстановить событийный ряд, детали и мотивы преступления. Мы видим происходящее из глубин психики главного героя, которая искажает реальность, проходит классические стадии осознания и приятия случившегося, начинающиеся, конечно, с отрицания. Благодаря такой подаче, в три часа удалось вместить все самые яркие, ключевые, проникновенные сцены такого масштабного произведения.
Усиливает эффект ёмкое, концептуальное пространство, разработанное художником -постановщиком Алексеем Кондратьевым. Несколько отдельных элементов — открытых деревянных ящиков-рам на колёсах — вместе создают единую картину. Ящики будто запирают героя. Они открытые и из них очевидно есть выход, но герой мечется, упирается в закрытые части. Ящики перемещаются, меняют положение с вертикального на горизонтальное и обратно. Это также создаёт движение и ритм. С ними в унисон работает свет — в виде горизонтальных и вертикальных полос то синего, то красного цвета. Спектакль получился динамичный, без затянутых моментов и долгих монологов, с максимумом смыслов, чувств, эмоций. Достоевский — глубоко верующий человек, и тема веры главенствующая в его произведениях.
И «Преступление и наказание» для меня — это прежде всего духовный путь человека, от греха до раскаяния и очищения. Не знаю, закладывал ли это режиссер, но в спектакле мне увиделся не только человек на этом пути, но и сам Бог в его триединстве — Бог-отец, Бог-сын и Дух святой. Образы героев удивительно совпали с моим восприятием при прочтении романа. Раскольников — Василий Неверов — абсолютное попадание.
Даже не представляю, на сколько это должно быть сложно воплотить всю свойственную ему двойственность. Бедный, в неопрятном виде, мрачный и угрюмый, в лихорадочном, бредовом состоянии, но при этом хорош собой, не вызывающий жалость и неприятные ощущения, с чувством собственного достоинства, чувствующимся умом, рассудительностью, добротой и теплом. Раскольников, как и любой человек имеет две стороны — темную и светлую. И в один момент в своих рассуждениях он допускает ошибку, обращается в неверную сторону и, желая добра, совершает зло. Но повернувшись и рубанув топором дверь во тьму, он так и не смог преступить и пойти, уничтожаемый своей совестью. Персонаж, указывающий ему путь к спасению — следователь — Порфирий Петрович- Дмитрий Высоцкий — умный, проницательный, большой знаток человеческой души. Порфирий Петрович разгадал в Раскольникове убийцу без вещественных доказательств, благодаря психологическим приёмам. Он развенчивает его теорию о разделении людей на «право имеющих» и «тварей дрожащих» и доносит мысль, что суд совести станет для него более страшным наказанием, чем восемь лет каторжных работ.
Дмитрий Высоцкий так же играет в спектакле и отца Родиона. Отец, как правило, учит, воспитывает детей, указывает направление, вразумляет. Его можно представить как Б о г — о т е ц. Примечательно, что почти все актёры имеют по две роли, позволяя зрителю проводить некоторые параллели. Раскольников вступает на верное направление и проходит путь от атеизма до веры в Бога. Но его проводником на этом пути была, конечно же, Сонечка Мармеладова- Янина Третьякова — образ чистоты, божьего духа, божественной любви, всепрощающей и самоотверженной. Её сильная вера способна спасти, возродить и себя и других. Соня стала для Родиона утешением, источником, дающим силы встать и идти. Она представилась мне как д у х с в я то й.
Ещё один женский образ, воплощающий самопожертвование, силу духа и веру — это сестра Родиона — Дуня, — Анастасия Епифанова. Она готова была ради семьи выйти замуж за Лужина без любви, считая его вполне достойным человеком. Но не смогла быть с ним, узнав, каков он на самом деле — тщеславный, высокомерный, лицемерный. Он хотел взять в жёны нищенку, чтобы она всю жизнь была ему рабски благодарна, а он мог властвовать над ней и попрекать. Андрей Кондратьев удалось вызвать неприятные чувства даже при приятной внешности, костюмчике и таки «цилиндре». Он же кстати символично играет и хозяина лошади, которую невинно забили в детстве Родиона Раскольникова. Соня и Дуня очень похожи — добрые, чистые девушки, оказавшиеся в бедственном положение. Сильные, не жалуются, не ропщут на судьбу и непоколебимы в своей вере в Бога. Девушки считали, что все равны, и каждая жизнь ценна. Неслучайно ведь старуху Процентщицу и мать Раскольникова — Пульхерию Александровну играла одна и та же актриса — Анна Гуляренко (очень контрастное перевоплощение).
Мать почувствовала неладное и ей сделалось дурно, она помутилась рассудком. Получается, что убив Процентщицу, Родион убил свою мать. Но есть ещё один яркий женский образ, который был не замечен мной при прочтении произведения, но очень ярко выражен в спектакле. Это Лиза — сестра старухи Процентщицы Алена Гончарова, которая невовремя вернулась домой и была убита Раскольниковым вместе со старухой. Доверчивая девушка со слабоумием, ей часто пользовались, сестра плохо обращалась с ней. Она совершенно невинна, никому ничего не сделала плохого, никогда не отказывала в помощи, в том числе и Родиону Раскольникову. И именно она подарила ему Евангелие, которое он заберет с собой на каторгу. Лиза как будто олицетворяет Х р и с т, а — б о г, а — с ы н а, невинно казнённого, пострадавшего за грехи человеческие.
Был после символичный момент, как Лиза с Соней обмениваются крестиками… Ещё одна роль, которую играет Алёна Гончарова — это лошадь, из детских воспоминаний Родиона. Бедная, больная лошадь, невинно забиенная. Маленький мальчик был тронут случившимся: «Папочка! За что они… бедную лошадку… убили». И вот он вырастает и сам убивает невинную лошадку — Лизоньку.
Эпизод с лошадью — один их самых проникновенных и глубоких. Это метание по сцене, этот взгляд — доверчивый, чистый, непонимающий, молящий о защите, помощи. Адвокатом Раскольникова в этом следственном эксперименте выступал Свидригайлов- Андрей Финягин. Он как будто воплощение Родиона, каким он мог бы стать, если бы переступил и пошёл в сторону вседозволенности.
Свидригайлов считает себя «право имеющим» человеком, которому дозволено все что угодно. «Это самый развращённый и погибший в пороках человек, из всех подобного рода людей!». Душевно он уже мертв, и не в состоянии раскаяться, его жизнь лишена смысла, и в конце он решается умереть и физически, похоронив с собой и теорию Раскольникова. Ещё один персонаж, который погибает в романе — это Мармеладов — отец Сони — Андрей Ребенков, но тут совсем другое. Мармеладов совершенно пал в жизни, спился, не мог противиться своему недугу и даже пропил деньги дочери, хотя и знал, какой ценой они ей достались. Но при этом к нему не чувствуешь злости, только жалость. Он добр по своей природе. И понимает, как ужасны его поступки, он сам себе противен, и сам себя наказывает. Его смерть — случайна, но вызвана его внутренним желанием не быть таким. А раз не быть таким он не в силах, то и не жить.
В произведении «Преступление и наказание» показана двойственная суть человеческой натуры, в которой отражены как светлые, так и тёмные стороны. Неслучайно все актеры, за исключением Василия Неверова, который мастерски перевоплотился в Родиона Раскольникова, играют сразу несколько ролей. Василий Неверов очень убедительно играет на сцене. Ему удалось передать переживания главного героя, его душевные муки и воспоминания из детства.
Действие разворачивается в лаконичных декорациях: длинная деревянная стойка и табуреты, деревянные дверные рамы на колёсах, ничего не должно отвлекать от происходящего на сцене и от актёрской игры. Спектакль сопровождается великолепной музыкой. Поздравляю актёрский состав, режиссёра и всех, кто имеет отношения к спектаклю, с удачной премьерой на сцене театра «Гоголя»!
Почти вce персонажи романа в этой постановке становятся участниками необычного следственного эксперимента, в котором практически нe пересекающиеся в романе герои вдруг сталкиваются напрямую в нестабильном, постоянно трансформирующемся пространстве, придуманном Алексеем Кондратьевым и отражающим внутреннee состояние Раскольникова.
Самого же Родиона Романовича мы видим уже совершившим преступление, «бредящим в тяжелой лихорадке и видящим странные сны». И артист Василий Неведров, волею режиссера, находится в таком состоянии весь спектакль!!! Представляю, насколько ему было сложно и физически, и эмоционально!!! Общая картина здесь складывается как пазл — фрагмент за фрагментом, будут даже отсылки к детским годам Раскольникова и первой его душевной травме (история с загнанной на его глазах лошадью — одна из сильнейших сцен в спектакле). Почти все актеры играют нескольких персонажей. И как играют!!! Про созданные каждым актеров в этом спектакле ярчайшие образы можно говорить очень долго. Но я добавлю лишь, что в том, что «пазл сложился», заслуга всех, без исключения, участников спектакля!!!
Неожиданное режиссёрское решение — адвокатом Родиона во время следственных действий предстает Свидригайлов. Андрей Финягин наделил своего героя отличительной интеллигентностью. Постановка эмоциональная. Герои гротескны. Родион Раскольников в исполнении Василия Неверова почти безумен, он одержим идеями. Играет на разрыв. Другие артисты, занятые в спектакле, сыграли на равных. Необычно обыгран образ процентщицы в исполнении Анны Гуляренко.
Перед нами не жалкая старуха в лохмотьях с жидкими волосами, а статная дама с безупречной укладкой «в брильянтах». Интересно представлены декорации. Они не статичны. Длинные узкие деревянные рамы находятся все время в движении, от сцены к сцене меняя своё положение и будто бы играя разные роли. Им вторит свет, выхватывая из тьмы детали и расставляя акценты. Спектакль получился глубоким, сильным, и в тоже время не классическим. Рекомендую посмотреть!
Все окружающие помогают ему вспоминать, проигрывая сцены до, после и во время убийства. Несмотря трагическую основу произведения, в спектакле есть проявление комического в образах. Лужин — (Андрей Кондратьев) актер с забавным дефектом речи и размышлениями о жизни. Эпизодические роли от актера Андрей Ребенок- старухи, свидетеля. Актера я видела несколько раз в комических ролях.
Но и трагическую ему удалась превосходно. Работа главных героев титаническая. Именно так! На разрыв, до хрипоты, слёзы и крики. И надо все это прожить на самом деле иначе не поверим. Концентрированные ужас и страдания целой жизни они проживают за 3 часа на сцене. Премьера удалась! 3 часа напряженного и очищающего действия. Понять Достоевского бывает не просто. Театр поможет.
Уникальное сценическое решение — суд присяжных, которые одновременно являются и действующими лицами, минимализм, игра света, полумрак — с первой же минуты мистическое повествование погружает зрителя в глубину мыслей и чувств. Следствие ведёт Порфирий Петрович (Дмитрий Высоцкий) — и такому следователю веришь, как отцу родному
С каждой минутой душевных терзаний Раскольникова (Василий Неверов) напряжение нарастает, сюжет захватывает и не отпускает в течение всех трех часов спектакля. Трагическое, тяжёлое, распад внутри семьи Мармеладовых великолепно изобразили тонкая изящная Соня (Янина Третьякова), яркая в своём трагизме Ирина Выборнова (Катерина Ивановна), и, конечно же, беспутный Мармеладов (Андрей Ребенков), а от сцены сумасшествия Катерины Ивановны зрителя бросает в дрожь…
При этом спектакль не лишён и мягкой, тонкой, глубоко интеллектуальной иронии. У каждого отрицательного героя — своя правда. Есть она и у старухи-процентщицы (Анна Гуляренко), и у Лужина (Андрей Кондратьев), и, разумеется, у Свидригайлова (Андрей Финягин). Чистота, доброта, всепрощение мастерски воплотили на сцене Дуня (Анастасия Епифанова) и Пульхерия Александровна (Ирина Выборнова). Добро и зло, нравственные поиски, моральные дилеммы, натура человека, его дуальность — всё это есть в спектакле театра Гоголя «Преступление и наказание».
Василий Неверов в образе Раскольникова полностью погрузил зал в эпицентр его внутренних конфликтов, которые морально и физически «раздирали» героя, доводили его до сумасшествия. Режиссер Антон Яковлев смог, по-настоящему, создать психологически-следственный эксперимент, где персонажи (10 человек) становятся участниками процессов (эпизодов), которые разворачиваются в лихорадочных снах Раскольникова.
Интересен спектакль тем, что актеры играют несколько ролей, чаще всего по две. Кажется, что подбор персоналей на две роли не случайным образом определен режиссером. Так, бабку-процентщицу и мать Раскольникова исполняет одна и та же актриса, Анна Гуляренко, то есть главный герой своим поступком убивают сразу и ту и другую: только одну физически, вторую морально.
Сестру процентщицы Лизовету и забитую до смерти лошадь из детских воспоминаний Раскольникова исполняла Алена Гончарова. Параллель этих образов очевидна: безобидные, ропщущие «существа», которые оказались волею судьбы в ненужном месте и в ненужный час и поплатились за это жизнью. Отдельные аплодисменты Андрей Кондратьев, исполнявшему роль Лужина (герой, который собирался жениться на сестре Раскольникова Дуне) и роль хозяина забитой лошади.
Образованная пара также не случайна. Желание властвовать и самоутвердиться за счет более слабого ярко прослеживается у обоих героев. Но меня удивило другое, а именно внешний вид, прическа, речь, манеры, мимика, чувство юмора актера. Это вызывало улыбку, а порой искренний смех, что не свойственно для тематики такого спектакля :) Вставлю цитату дочери: «Лужин, конечно, угарный тип»)).
Дмитрий Высоцкий исполнил роль следователя, Порфирия Петровича и роль отца Родиона Романовича из его детских воспоминаний. По сюжету произведения следователь сразу интуитивно понял кто виновен в содеянном. В спектакле его образ раскрылся в активном, энергичном, моментально схватывающем и соображающем герое, который несколько выбивался из той эпохи, а больше приближал его образ к человеку нашей «сверхскоростной, вечно торопящейся» жизни. Мне он показался харизматичным, местами самоуверенным, профессиональным следователем, знающим свое дело.
Однако следователь по сюжету был в постоянном столкновении с другой «харизмой», адвокатом Родиона Раскольникова, Андрей Финягин в их шикарных диалогах. Талантливейший актер, исполнил еще и роль Свидригайлова (герой, влюбленный в Дуню Раскольникову и до последнего дня своей жизни пытавшийся добиться ее расположения. Не добившись, покончил жизнь самоубийством). Обе роли дались великолепно! Лучом света в темных снах Раскольникова стала Сонечка Мармеладова, Янина Третьякова. Нежное, хрупкое создание, никогда не перестающее верить в Бога несмотря ни на какие обстоятельства, даже те, которые заставили ее «перешагнуть».
Соня — проводник Раскольникова к раскаянию и началу искупления греха. Образ девушки подобран великолепно, именно такой она представлялась в книге. И так! Можно долго и в красках описывать сам спектакль и игру каждого актера, но как говорится, лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать)) Однозначно рекомендую к просмотру!
Весь спектакль это калейдоскоп событий, которые пытается анализировать воспаленный мозг Родиона, ища ответы на возникающие вопросы. Временами у героя теряется связь с реальностью и становится непонятно явь это или бредни больного сознания. В спектакле задействованы прекрасные артисты, большинство из которых играет по несколько ролей, виртуозно перевоплощаясь, буквально в считаные минуты. Так одним из самых ярких перевоплощений для меня стали роли сыгранные Аленой Гончаровой, которая блестяще исполнила сестру старухи-процентщицы Лизавету и лошадку, забитую на глазах маленького Роди.
Так символично что эти две роли играет одна актриса, ведь для Раскольникова убийство ни в чем не повинной лошади и случайно «попавшейся под руку» Лизаветы, пожалуй два самых сильных потрясения в жизни. То, как Алёна играет лошадь, это что-то невероятное — сколько боли и отчаяния в ее глазах, а момент, когда встречаются взгляды Роди и лошади производит сильнейшие впечатления. В этом спектакле каждая актерская работа проработана до мелочей и выполнена безукоризненно. Это именно тот случай, когда в отсутствии сложных декораций на первый план выходит мастерство и талант артистов. Декорации в спектакле прямолинейны. На сцене вертикальные и горизонтальные прямоугольные рамки, которые символизируют то столы, то двери, а то и вовсе маленькую, похожую на гроб, комнату Родиона.
Бесспорно, оригинальная игра света, красивое художественное световое оформление — это та неотъемлемая часть спектакля, которая создает атмосферу, усиливая эмоциональные ощущения и восприятие. Невозможно не сказать о безмерно талантливой работе молодого артиста Василия Неверова, который с полной самоотдачей проживает на сцене непростую судьбу своего героя Родиона. Василию прекрасно удалось вжиться в образ нездорового, душевно больного молодого человека, решившего, в ощущении собственной исключительности, избавить мир от «кровопийцы».
На мой взгляд, «ПиН» в Театре Гоголя — это именно та версия произведения с которой стоит знакомить подростков. В силу того, что деликатная тема продажности Сони Мармеладовой тут очень удачно сглажена и в высшей степени удачно расставлены акценты и четко проработаны главные вопросы, поднятые гениальным Достоевским, этот спектакль школьникам будет интересен и понятен. Больше фото в альбоме: vk.com/album7339561_306561729 Родион Раскольников — Василий Неверов Порфирий Петрович, следователь, он же Отец Родиона — Дмитрий Высоцкий Свидригайлов, он же Адвокат — Андрей Финягин Соня Мармеладова, она же Стенографистка — Янина Третьякова Лизавета, она же Лошадь, Настёна — Алена Гончарова Дуня, она же Секретарь — Анастасия Епифанова Пульхерия Александровна, она же Процентщица, Баба — заслуженная артистка России Анна Гуляренко Катерина Ивановна, она же Посетительница — заслуженная артистка России Ирина Выборнова Мармеладов, он же Жилетка, Настёна, Душкин, Мужик — Андрей Ребенков Лужин, он же Пристав, Хозяин лошади, Митрей — Андрей Кондратьев Разумихин, он же Стажер, Миколка, Мужик — Саша Груздев Режиссёр — постановщик — Антон Яковлев
Думала, в чем его воздействие и поняла - больше, чем интеллектуального драйва и паранойи, в нем того, что в Достоевском бесценно - жалости к людям. И ведь не гремит бюджетом спектакль. Актеры лицом к лицу, все герои на сцене сразу, живые и мертвые, спортивные упругие диалоги ( автор инсценировки Елена Исаева).
Начинается как суд после убийства Алёны Ивановны и Лизаветы, вы и убили-с, теория превосходства Раскольникова - деление людей на низкий материал и имеющих дар. Во втором сама история. И покаяния в конце нет, не нужно Раскольникову покаяние, не кается русский, вошь убил. Еще художник Алексей Кондратьев ( костюмы Тамара Эшба) поместил Петербург в каркасы деревянных шкафов.
Сценография динамичная и когда доски плотно прижаты друг к другу, то походят на нары и несут тень Омской каторги, а когда каркас Раскольникова ставят горизонтально, каморка напоминает гроб и актер Василий Неверов демонстрирует чудеса гутапперчивости - крутится, сворачивается кольцом, упирается ногами в верх, пытается как-то вытянуться и обрести человеческий облик и не может его обрести.
Душегубы и святые в таком соседстве почти родственные души, часть одной русской муки жить. Давно не испытывала такого сострадания к героям Достоевского. Яковлев не боится ставить эмоциональные сцены. Над историей загнанной лошадки из воспоминаний семилетнего Роди, в конце первого акта плакал, по-моему весь зал ( Алена Гончарова). Яковлев сделал человечным даже уход Свидригайлова. Андрей Финягин играет разбитое сердце злодея, и это одна из лучших сцен в спектакле. К тому же у Яковлева актёрское разнообразие.
Чудесная Соня Янины Третьяковой из академии Михалкова, Неверов-Раскольников - ученик Табакова, додиевский Андрей Кондратьев- комичный в лицемерии Лужин не оставил шанса быть не замеченным. Дмитрия Высоцкого -Порфирия Петровича и так знают, ну, а Финягин это Финягин. Второй раз в этом театре после Гоголь-центра и если так в нем складываются актерские ансамбли, то можно только приветствовать. Как и актуальность спектакля. Вышел у Яковлева такой герой нашего времени - некомфортный русский, с чувством превосходства, вырывший ров между собой и другими, решающий проблемы самым ужасным образом, не договорной, не желающий каяться, не готовый к согласию, готовый к разговору, спору, дискуссии, в окружении спасающих его женщин. Он в нас, он повсюду.
Пресса
-
Родиону Раскольникову дали шанс жить дальшеЭ Вести
Великий роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» настолько глубок, что в его недрах режиссеры изыскивают разную, подчас противоречивую духовную проблематику. Кто-то утопает в тёмных уголках души Родиона Раскольникова, кто-то умиленно копается в грешках Свидригайлова, кто-то упивается грехопадением Сони Мармеладовой… -
Показ спектакля «Преступление и наказание» в Театре имени ГоголяАгентство городских новостей
Фоторепортаж с показа спектакля «Преступление и наказание» в постановке Антона Яковлева в Московском драматическом театре имени Гоголя. Фотограф: Ярослав Чингаев. -
В Театре Гоголя пройдет премьера спектакля «Преступление и наказание»ТАСС
Московский драматический театр имени Н. В. Гоголя представляет премьеру спектакля «Преступление и наказание» по мотивам одноименного романа Федора Достоевского в постановке своего художественного руководителя Антона Яковлева. Это будет главная премьера 100-го сезона театра, она состоится 28 февраля на основной сцене, сообщили ТАСС в пресс-службе театра. -
Показать еще
-
Театр имени Гоголя готовится к следственному экспериментуСМОТРИМ
Театр имени Гоголя готовится к следственному эксперименту. Антон Яковлев взялся за роман Достоевского «Преступление и наказание». Но режиссер предлагает не сценическую иллюстрацию классического текста, а новую форму его интерпретации. Яна Музыка продолжит. -
Следствие по телу: в Театре Гоголя идет процесс РаскольниковаИзвестия
На Основной сцене Театра Гоголя представили премьеру по роману Достоевского «Преступление и наказание». Режиссер Антон Яковлев создал спектакль в форме следствия по делу об убийстве старухи процентщицы и ее сестры. Подозреваемый — Родион Раскольников, адвокат — Свидригайлов, а следователь — Порфирий Петрович. 28 февраля «Известия» побывали на премьере и стали свидетелями по делу. -
Раскольников, Дон Кихот, и восемь разгневанных женщин: какие постановки удивят столичных зрителей в ближайшее времяКомсомольская правда
28 февраля на основной сцене Театра Гоголя — премьера спектакля «Преступление и наказание» (16+) по роману Достоевского в постановке режиссера и художественного руководителя театра Антона Яковлева. Он же (совместно с Еленой Исаевой) — автор инсценировки.